Российскому дополнительному образованию - 100 лет

В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет! Это праздник для многих поколений мальчишек и девчонок. Кому-то из них занятия в творческих коллективах позволили определиться с профессией, кто-то выбрал себе дело по душе, а для кого-то приобщение к творчеству стало началом  его личной истории успеха. И, конечно же, именно здесь – в домах, центрах, дворцах ребята смогли обрести новых друзей.

                                   А знаете ли вы, как все начиналось?

Считается, что впервые внешкольная форма работы с детьми появилась еще в XVIII веке в Санкт-Петербурге, когда в Шляхетском кадетском корпусе был открыт кружок по литературе для занятий в свободное время. Юные петербуржцы - воспитанники кадетского корпуса, посещавшие кружок, издавали свою собственную газету «Праздное время, в пользу употребленное». По сути, эти слова и стали своеобразным лозунгом внешкольной образовательной работы с детьми.

А вот первое государственное внешкольное учреждение - Станция юных любителей природы, открылось в 1918 году в Москве, в Сокольниках. Первоначально туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников существовал конкурс. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники. К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. На станции была своя собственная пасека и сад. Позднее, Станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева или БЮН, а ребят, которые там занимались стали называть бюновцами.

С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий - к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе первого финала Всесоюзной игры «Зарница».

В истории нашего учреждения – Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга, которому уже более 80 лет, тоже произошло много знаменательного за эти годы. Об этом можно узнать на страницах выпущенной к 80-летнему юбилею книги о нашем Дворце «На Будапештской есть счастливый островок».

Наш Дом – одно из старейших учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга. Его история как Дома художественного воспитания детей Фрунзенского района начинается в 1936 году. С момента своего основания Дворец славился талантливыми педагогами. Среди них – создатели детских творческих коллективов, музыканты Д.П. Дмитриев, П.И. Прокофьев, В.А. Розмыслов, писатель-натуралист, основатель Клуба юных натуралистов и шахматного клуба А.М. Батуев. В нашем Дворце в 50-е годы Коммуной юных фрунзенцев, созданной Игорем Петровичем Ивановым, заложены подходы педагогики общей заботы, законы, «которые идут от сердца и несут нравственный заряд».

Сегодня педагогический коллектив Дворца насчитывает более 160 высококвалифицированных педагогов, среди которых – победители конкурсов профессионального мастерства различного уровня, обладатели Премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший педагог дополнительного образования», авторы научных и методических публикаций, признанные лидеры в своей профессиональной среде. Каждый из них стремится поделиться со своими воспитанниками знаниями, жизненной мудростью, теплотой и любовью.

В нашем Дворце как и в любом другом учреждении дополнительного образования дети переживают ситуации успеха в своей увлеченности любимым занятием. Именно здесь раскрываются и всецело проявляются их способности, формируется интерес к какой-либо сфере, зачастую осуществляется выбор профессии.

Каждый ребенок может здесь испытать радость открытий, достижений и признаний, а значит – приобрести готовность к достижению успеха в будущем. О таких историях успеха, который закладывается с детства, мы узнаём, с интересом наблюдая за достижениями наших выпускников. Какого успеха они достигли в своей жизни, и каким образом на это повлияли занятия в творческих коллективах – об этом можно судить на примере наших выпускников.

В связи с этим, приглашаем вас, дети и взрослые, к диалогу «Я – воспитанник Дворца». Расскажите о себе, своей жизни, профессии. В какие годы, какие коллективы посещали. Возможно, занятия повлияли на выбор профессии, тогда будет интересным информация о том, кем и где работаете. Скорее всего, вам запомнились какие-либо события, связанные с обучением в коллективе. Что это за события – выступление на концерте, награда за достижения в творчестве, совместные поездки, или что-то еще? Продолжается ли дружба с ребятами из коллектива.

Ждем вашего активного участия. Рассказы (и, по желанию, фотографии) можно передавать в отделы заведующему или педагогу, если Ваш ребенок посещает наши коллективы, или присылать по адресу: nina_sabinina@mail.ru.

          Ваши истории мы разместим на страницах сайта и газеты Дворца.

Истории выпускников

Леонид Репин, выпускник Образцового коллектива Хор мальчиков

Александра Крылова, выпускница Клуба юных натуралистов