Российскому дополнительному образованию - 100 лет

В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет! Это праздник для многих поколений мальчишек и девчонок. Кому-то из них занятия в творческих коллективах позволили определиться с профессией, кто-то выбрал себе дело по душе, а для кого-то приобщение к творчеству стало началом  его личной истории успеха. И, конечно же, именно здесь – в домах, центрах, дворцах ребята смогли обрести новых друзей.

                                   А знаете ли вы, как все начиналось?

Считается, что впервые внешкольная форма работы с детьми появилась еще в XVIII веке в Санкт-Петербурге, когда в Шляхетском кадетском корпусе был открыт кружок по литературе для занятий в свободное время. Юные петербуржцы - воспитанники кадетского корпуса, посещавшие кружок, издавали свою собственную газету «Праздное время, в пользу употребленное». По сути, эти слова и стали своеобразным лозунгом внешкольной образовательной работы с детьми.

А вот первое государственное внешкольное учреждение - Станция юных любителей природы, открылось в 1918 году в Москве, в Сокольниках. Первоначально туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников существовал конкурс. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники. К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. На станции была своя собственная пасека и сад. Позднее, Станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева или БЮН, а ребят, которые там занимались стали называть бюновцами.

С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий - к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе первого финала Всесоюзной игры «Зарница».

В истории нашего учреждения – Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга, которому уже более 80 лет, тоже произошло много знаменательного за эти годы. Об этом можно узнать на страницах выпущенной к 80-летнему юбилею книги о нашем Дворце «На Будапештской есть счастливый островок».

Наш Дом – одно из старейших учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга. Его история как Дома художественного воспитания детей Фрунзенского района начинается в 1936 году. С момента своего основания Дворец славился талантливыми педагогами. Среди них – создатели детских творческих коллективов, музыканты Д.П. Дмитриев, П.И. Прокофьев, В.А. Розмыслов, писатель-натуралист, основатель Клуба юных натуралистов и шахматного клуба А.М. Батуев. В нашем Дворце в 50-е годы Коммуной юных фрунзенцев, созданной Игорем Петровичем Ивановым, заложены подходы педагогики общей заботы, законы, «которые идут от сердца и несут нравственный заряд».

Сегодня педагогический коллектив Дворца насчитывает более 160 высококвалифицированных педагогов, среди которых – победители конкурсов профессионального мастерства различного уровня, обладатели Премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший педагог дополнительного образования», авторы научных и методических публикаций, признанные лидеры в своей профессиональной среде. Каждый из них стремится поделиться со своими воспитанниками знаниями, жизненной мудростью, теплотой и любовью.

В нашем Дворце как и в любом другом учреждении дополнительного образования дети переживают ситуации успеха в своей увлеченности любимым занятием. Именно здесь раскрываются и всецело проявляются их способности, формируется интерес к какой-либо сфере, зачастую осуществляется выбор профессии.

Каждый ребенок может здесь испытать радость открытий, достижений и признаний, а значит – приобрести готовность к достижению успеха в будущем. О таких историях успеха, который закладывается с детства, мы узнаём, с интересом наблюдая за достижениями наших выпускников. Какого успеха они достигли в своей жизни, и каким образом на это повлияли занятия в творческих коллективах – об этом можно судить на примере наших выпускников.

В связи с этим, приглашаем вас, дети и взрослые, к диалогу «Я – воспитанник Дворца». Расскажите о себе, своей жизни, профессии. В какие годы, какие коллективы посещали. Возможно, занятия повлияли на выбор профессии, тогда будет интересным информация о том, кем и где работаете. Скорее всего, вам запомнились какие-либо события, связанные с обучением в коллективе. Что это за события – выступление на концерте, награда за достижения в творчестве, совместные поездки, или что-то еще? Продолжается ли дружба с ребятами из коллектива.

Ждем вашего активного участия. Рассказы (и, по желанию, фотографии) можно передавать в отделы заведующему или педагогу, если Ваш ребенок посещает наши коллективы, или присылать по адресу: nina_sabinina@mail.ru.

          Ваши истории мы разместим на страницах сайта и газеты Дворца.

Истории выпускников

Леонид Репин, выпускник Образцового коллектива Хор мальчиков

Александра Крылова, выпускница Клуба юных натуралистов

Александр Трохимик, выпускник коллектива «Авиамоделирование»

Ирина Ильина, выпускница Образцового коллектива Студии детской моды «Фонтаневия»

Людмила Мытарева, выпускница музыкального отдела

Максим Макаров, выпускник Образцового коллектива оркестр гармоник

Римма Бакустина, выпускница спортивно-технического отдела