ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Фельдшер


Фельдшер (толк. слов. С.И. Ожегова) — это помощник врача, лицо со средним медицинским образованием, осуществляющее лечебную и  санитарно_профилактическую помощь.
Вся деятельность медицинских работников посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.
Эмблема медицины — змея, обвивающая чашу, чей яд с незапамятных времен применялся людьми в лечебных целях.
В государствах древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением). Они вели кочевой образ жизни, поэтому людей принимали в палатках, которые раскидывали прямо на городских площадях.
В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч людей медицинской профессии. Профессия фельдшера — одна из них.
Фельдшер является помощником врача и работает под его наблюдением, но в определенных условиях имеет право самостоятельно обслуживать больных и оказывать им доврачебную помощь.
Фельдшер работает в лечебно_профилактических, санитарно-противоэпидемиологических медицинских учреждениях, фельдшерско-акушерских и здравпунктах, бригадах «скорой помощи», лабораториях.

Содержание труда.

Психологические характеристики профессии
 В обязанности фельдшера входят:
• оказание лечебной и санитарно_профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи;
• проведение лабораторных исследований;
• проведение диагностики типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения;
• оказание медицинской помощи при беременности и родах;
• осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий;
• проведение санитарно_просветительной работы и пропаганда здорового образа жизни среди населения.
Таким образом, основная цель деятельности фельдшера — оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим.

 Основные предметы труда
человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующий — знаковые системы (тексты на родном и латинском языках, документы).

 В своей работе фельдшер использует средства труда:
• вещественные (орудийные) — ручные (авторучку; иглы, шприцы, скальпель, ножницы), механические (прибор для определения артериального давления,
микроскоп, весы), электрические (аппарат для снятия электрокардиограммы, ультразвуковые установки);
• невещественные (функциональные) — практическое наглядно_действенное и словесно_логическое мышление; долговременную логическую, моторную и сенсорную (зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную) память, концентрированное, распределенное внимание; речь; общую координацию движений тела, зрительно_моторную координацию, мелкую моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание.

 Работа фельдшера имеет достаточно определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
• должностными обязанностями;
• правилами, инструкциями, руководящими материалами;
• законодательными и директивными документами здравоохранения;
• основными аспектами деятельности лечебно_ и санитарно_профилактических учреждений;
• правилами техники безопасности при работе с медицинским инструментом и оборудованием;
• правилами гигиены и санитарии;
• нормами профессиональной этики, но в работе встречаются ситуации и проблемы, требующие принятия нестандартных ответственных решений,
иногда в экстренном порядке.

 Труд фельдшера имеет индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно или под наблюдением врача выполняет свою работу и отвечает за нее.
 Функционально фельдшер является как исполнителем распоряжений врача, так и организатором работы других людей — пациентов, медсестры.
 Контакты многочисленные — это пациенты, коллеги.
 Ответственность повышенная — за жизнь и здоровье людей и моральная — за сохранение врачебной тайны.
 Фельдшер работает и в комфортных условиях — в помещении, и за пределами кабинета, в постоянном передвижении — в бригаде «скорой помощи», по вызову на дом.

 Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
• повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей, моральная;
• постоянное общение с людьми, больными и здоровыми (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);
• физические нагрузки (постоянное передвижение, возможность экстренных вызовов к больным);
• возможность неожиданной опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (ожоги, порезы, поражение электрическим током, инфицирование);
• нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность);
• ночные смены.

Требования профессии
 К индивидуальным способностям и особенностям:
• нервно_психическая устойчивость;
• физическая выносливость;
• высокая координация и чувствительность кистей и пальцев рук;
• правильное цветоощущение;
• четкая речь.

 К личностным способностям и качествам:
• стрессоустойчивость;
• социальный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека);
• способность к сопереживанию, отзывчивость;
• способность правильно ориентироваться и принимать решение в сложных условиях;
• внимательность;
• ответственность.

 К состоянию здоровья (медицинские противопоказания).
Работа фельдшера не рекомендуется людям с заболеваниями:
• нервно_психическими (органические заболевания центральной нервной системы, психические, логоневроз);
• сердечно_сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);
• опорно_двигательной системы (деформации позвоночника и грудной клетки, деформации и заболевания нижних и верхних конечностей, кистей рук);
• бронхо-легочными (туберкулез, хронические заболевания бронхов, легких);
• эндокринными (хронические специфические, диффузный токсический зоб, гипотиреоз);
• кожи (хронические заболевания ограниченной локализации и в выраженной степени, аллергические);
• лор_органов (понижение слуха, хронический ларингит, нарушения носового дыхания);
• зрения (сильное снижение остроты зрения, расстройства цветоощущения, нарушение бинокулярного зрения).

 К допрофессиональному образованию:
необходимы знания по русскому языку и биологии в рамках школьной программы.

 К профессиональному образованию:
среднее профессиональное образование.

Родственные профессии
Врач, медицинская сестра, акушерка, фармацевт, зубной врач.