ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Фармацевт



Фармацевт (греч. pharmakeutes — изготовляющий лекарства) — работник аптеки, приготовляющий лекарства.
Фармация (греч. pharmakeia — употребление лекарств) — совокупность дисциплин, изучающих вопросы добывания, обработки, изготовления, хранения и отпуска средств, препаратов и материалов, применяемых в медицине и ветеринарии с лечебными и профилактическими целями.
Лекарственные средства с давних времен применяются человечеством для предупреждения и лечения болезней. Производство лекарственных средств и медицина развивались в неразрывной связи и взаимодействии.
Видную роль в первоначальный период развития химической науки и производства сыграли аптекари (фармацевты). Некоторые современные химические лаборатории ведут свое начало от аптек. История развития производства лекарственных средств представлена в самых разнообразных источниках: произведениях искусства, рукописях, архивных документах, печатных книгах, а также в травниках, фармакопеях. Фармакопея (греч. pharmakon — лекарство, poieo — делаю) — официальное руководство, сборник стандартов и положений, нормирующий и регулирующий качество лекарственных средств, способы их изготовления, проверку, хранение и имеющий законодательный характер.
Государственная фармакопея является сводом стандартов и норм, на основе которых контролируются производство и применение лекарственных средств.
Одной из наиболее распространенных профессий в фармацевтической промышленности является профессия фармацевта. Он работает в аптечных государственных и частных учреждениях.

Содержание труда.

Психологические характеристики профессии
 В обязанности фармацевта входят:
• приготовление лекарств по рецептам врачей;
• проведение расфасовки ядовитых и наркотических лекарственных средств;
• обеспечение хранения и комплектности заказов медикаментов;
• осуществление отпуска готовых лекарств и медицинских изделий;
• информирование покупателей о действиях лекарств.
Таким образом, основная цель деятельности фармацевта — приготовление, хранение и отпуск лекарств и медицинских изделий.

 Основные предметы труда —  знаковые системы (цифры, формулы, тексты на родном и латинском языках) и человек (медицинское обслуживание).

 В своей работе фармацевт использует средства труда:
• вещественные (орудийные) — ручные (авторучку, лопаточки и др.), измерительные приборы и устройства (весы, дозаторы);
• невещественные (функциональные) — словесно_логическое мышление, долговременную вербальную и сенсорную (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую) память, устойчивое, концентрированное внимание; речь; общую координацию движений тела, мелкую моторику рук; органы чувств — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

 Работа фармацевта имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
• должностными обязанностями;
• законодательными, руководящими материалами;
• правилами, инструкциями, методическими, нормативными материалами;
• приказами, постановлениями, распоряжениями вышестоящих органов;
• правилами внутреннего распорядка и нормами охраны труда;
• правилами гигиены и санитарии;
• нормами профессиональной этики.

 Труд фармацевта имеет индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно выполняет свою работу и отвечает за нее.
 Функционально фармацевт является исполнителем, но ход своего трудового процесса организует самостоятельно.
 Контакты немногочисленные, кратковременные — коллеги, многочисленные и кратковременные — с покупателями (при отпуске лекарств).
 Ответственность повышенная — за жизнь и здоровье людей и животных, материальная — за отпуск, контроль, комплектность заказов лекарств и медицинских препаратов.
 Фармацевт работает в комфортных условиях — в помещении, рабочие позы — сидя, стоя.

 Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
• повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей и животных, материальная;
• вероятность риска для жизни людей и своей (работа с ядовитыми, химически активными веществами);
• повышенная вероятность инфицирования в период эпидемий.

Требования профессии
 К индивидуальным способностям и особенностям:
• нервно_психическая устойчивость;
• математические способности;
• выносливость зрительного анализатора.

 К личностным способностям и качествам:
• личная организованность;
• сосредоточенность;
• доброжелательность;
• ответственность.

 К состоянию здоровья (медицинские противопоказания).
Работа фармацевта не рекомендуется людям с заболеваниями:
• нервно_психическими (органические заболевания центральной и периферической нервной системы, психические);
• сердечно_сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);
• системы крови (хронические лейкозы, анемии, малокровие);
• опорно_двигательной системы (деформации и заболевания нижних и верхних конечностей, кистей рук);
• бронхо-легочными (туберкулез, хронические заболевания бронхов и легких);
• эндокринными (хронические специфические, диффузный токсический зоб, гипотиреоз);
• желудочно_кишечными (язвенная болезнь желудка и кишечника, хронические заболевания желудка и кишечника);
• почек (хронические заболевания с явлениями почечной недостаточности);
• кожи (хронические заболевания ограниченной локализации и в выраженной степени, аллергические);
• лор-органов (резкое снижение обоняния, аллергические);
• зрения (сильное снижение остроты зрения, хронические аллергические и воспалительные заболевания глаз, расстройства цветоощущения, нарушение бинокулярного зрения).

 К допрофессиональному образованию:
необходимы знания по русскому языку и химии в рамках школьной программы.

 К профессиональному образованию:
среднее профессиональное образование.

Родственные профессии
Провизор, лаборант химического анализа, лаборант медицинского анализа, биотехнолог, фармаколог.